грипп гриб луг лук

Теория:

Гриф1 — фантастическое животное в античной мифологии; гриф2 — у музыкальных инструментов, например: у скрипки; гриф3 — печать, штемпель с изображением чьей-либо подписи, а также оттиск этой подписи.

Полные лексические омонимы представляют собой слова одного грамматического класса, у них совпадает вся система форм:

коса - «вид прически», коса - «сельскохозяйственное орудие» и коса - «мыс, отмель»; заставить - «загородить чем-либо поставленным» и заставить - «принудить кого-то что-то сделать» и т.д.

Явление частичной (или неполной) омонимии характеризуется тем, что разные по значению слова совпадают в звучании и написании не во всех грамматических формах:

пал - «лесной, полевой или степной пожар» и пал - «свая или чугунная тумба, к которой канатами прикрепляют судно во время стоянки (от гол. paal - столб, свая)». Во множественном числе эти слова имеют разное ударение: пал - палы и пал - палы.

закапывать - несов. вид от глагола закапать (лекарство) и закапывать - несов. вид от глагола закопать (что-то в землю). Формы совершенного вида у этих глаголов различны.

 Причины появления омонимов в языке различны. Омонимами могут стать слова, вошедшие в русский язык из других языков и случайно совпавшие по звучанию. 

Рейд1 — водное пространство у входа в порт, удобное для стоянки судов (от гол. reed) и рейд2 — набег подвижных военных сил в тыл противника (от англ. raid).

Так появились омонимы лук (растение) — лук (орудие); мир (вселенная) — мир (тишина, отсутствие войны); в древнерусском языке эти слова произносились и писались по-разному.

Источник

16. Понятие о смысловом и формальном тождестве (полисемия и омонимия). Способы разграничения полисемии и омонимии (многозначных слов и омонимов). Характеристика словаря омонимов.

Полисемия , или многозначность, - способность лексических единиц иметь несколько значений. Многозначными называются слова, имеющие 2 и более значений.

Обычно даже у самого узкого контекста бывает достаточно для того, чтобы прояснились оттенки многозначности. Так, слово круг имеет 11 значений.

Среди значений, присущих многозначным словам, одно воспринимается как основное, а другие – как производные от главного значения. Главное значение всегда первым указывается в словарях, а за ним под номерами идут производные значения.

Радиальная полисемия, при которой все частные значения зависят от прямого номинативного значения и мотивируются им. Пример: думать – 1. Размышлять, предаваться раздумью; 2. Полагать, считать, предполагать; 3. Намереваться, собираться; 4. Заботиться, беспокоиться; 5. Надеяться, рассчитывать на что-либо.

Цепочечная полисемия, при которой каждое последующее частное значение мотивируется предшествующим. Пример: вкус – 1. Ощущение, возникающее в результате раздражения рецепторов, расположенных на языков; 2. Качество, свойство пищи, ощущаемое при еде; 3. Аппетит, удовольствие, получаемое от еды.

Радиально-цепочечная полисемия, при которой совмещены оба типа связей. Пример: молния – 1. Мощный искровой разряд атмосферного электричества между облаками или между облаками и землей; 2. О ярком блеске глаз; 3. Вид особо срочной телеграммы; 4. Вид экстренной стенгазеты; 5. Застежка для одежды, обуви.

Слово приобретает многозначность в процессе исторического развития языка, отражающего изменения в обществе и природе, познание их человеком.

Развитие значений слов вызы

Источник

Просим Вас добавить "Открытый урок" в исключения блокировщика, так как именно благодаря рекламе мы продолжаем развивать сайт.

Урок-путешествие во 2-м классе по русскому языку по теме "Правописание парных согласных на конце слова"

- Ребята, сегодня на уроке у нас много гостей, и Мальвина пришла. А в последний момент прибежал запыхавшийся Буратино. Он снова оказался в затруднительном положении, и, похоже, ему нужна наша помощь.

- Вот, посмотрите, что он вам написал, так торопился, что даже буквы в словах не дописал. А может быть не знал, что писать. (показать послание детям)

- Тогда давайте попробуем разобраться с его посланием, может это поможет нам определить тему нашего урока и место, где зарыт клад.

- Посмотрите на карту страны Грамматики. Нет ли там того места, где могли бы жить парные согласные? ( есть- лес парных согласных)

- Но, чтобы отправиться в этот лес, нужно быть очень внимательным, активным, помогать друг другу и, конечно же взять с собой запас знаний, которые нам будут очень нужны.

- А сейчас, если вы отгадаете загадку, то узнаете, на каком виде транспорта мы отправимся в путешествие. (учитель говорит детям загадку: “Что за чудо – синий дом?

- Ребята, Мальвина говорит, что видит очень красивый пруд, и Буратино тоже видит прут, такой тоненький берёзовый. Но Мальвина уверяет, что видит совсем другой пруд.

- В русском языке существуют слова, которые звучат одинаково, но имеют разное значение, поэтому и согласные на конце пишутся разные.

- А пока мы будем собирать грибы, один из вас отправится к пруду и тихонечко понаблюдает за тем, что там происходит, а потом нам расскажет, что он увидел.

- Я буду зачитывать вам отрывки из знакомых произведений. А вы будете называть и записывать только те слова, у которых на конце стоит парная согласная, требующая проверки. “Кто первы

Источник

Какое проверочное слово к слову грипп?

К слову ГРИПП проверочное слово подобрать можно, потому что здесь мы с Вами имеем дело с лексемой, к которой следует применить правило написания сомнительных согласных в корнях слов (на конце и в середине).

Помните – это одно из тех первых правил, с которыми мы знакомимся в начале нашей школьной жизни и которое связано с такими фонетическими процессами, как ассимиляция по звонкости (озвончение) и ассимиляция по глухости (оглушение). Например, на конце лексем ЛУГ, ПРУД, а также в середине слов ЛАВКА, СКАЗКА происходит оглушение согласных, поэтому для выбора нужной буквы: Г или К, Д или Т, В или Ф, З или С – мы подбираем проверочные слова из числа родственных (однокоренных) лексем или форм этих же слов, в которых после сомнительного согласного звука идёт гласный или сонорный: ЛУГА, ЛУГОВОЙ, ПРУДЫ, ЗАПРУДА, ЛАВОЧКА, СКАЗОЧКА, СКАЗАТЬ.

Но есть такие слова, в которых на конце (в корнях) оглушение не происходит, так как произношение их концовок совпадает с написанием, например: ЛУК, ПРУТ. Вместе с тем и они относятся к этому правилу, так как написание букв К и Т тоже требует проверки: ЛУК – ЛУКОВКА, ЛУК – ЛУКИ, ПРУТ – ПРУТИК.

То же самое касается слов МОЛОД и МОЛОТ, ГРИБ и ГРИПП. В первых лексемах из этих пар оглушение происходит, во вторых его нет, но проверки требуют как первые слова, так и вторые: МОЛОД – МОЛОДОЙ, МОЛОТ – МОЛОТОК, ГРИБ – ГРИБЫ, ГРИБНОЙ, ГРИПП – ГРИППОПОДОБНЫЙ, ГРИППУЮЩИЙ.

К слову грипп нет проверочного слова, поэтому и подобрать его вам не удастся. Чтобы правильно его писать, вам необходимо его просто запомнить.

В русском языке есть целый ряд слов, которые нельзя проверить. Что, собственно, мы можем проверить? Безударные гласные, если подберём однокоренное слово, где нужный гласный находится под ударением (вода - водный). Глухие или звонкие согласные, если подберём одно

Источник

В чем разница - "изморозь" и "изморось"? Значение и правописание слов

Орфография русского языка сложна не только тем, что произношение слов почти всегда отличается от их написания, но и тем, что при выборе той или иной буквы нужно учитывать смысл слова. Язык устроен так, что слова, имеющие разные корни и, соответственно, разное значение, в звуковом отношении совпадают, что часто приводит к путанице и замешательству как пишущего, так и читающего текст. Такие слова в лингвистике называются омофонами. Всем с детства известны примеры подобных пар: луг-лук, гриб-грипп и другие.

К группе омофонов также можно отнести и слово «изморозь», которое часто путают со схожим по звучанию словом «изморось». Возникает вопрос: "В чем разница – «изморозь» и «изморось»?". При написании какого-то из слов этой пары в большинстве случаев возникают легко объяснимые ошибки.

«Изморозь» и «изморось» - в чем разница?

С детства всем известно правило, согласно которому согласный, стоящий в конце слова, проверяется при помощи однокоренного слова, в котором этот согласный попадает в позицию перед гласным и отчетливо слышен. В данном случае проблема заключается в том, что «изморозь» и «изморось» - это два разных слова, что для каждого из них есть свое проверочное слово, правильно подобрать которое без четкого понимания смысла проверяемых слов нельзя. Поэтому, прежде чем ответить на часто задаваемые вопросы «В чем разница – «изморозь» и «изморось?», «Как писать правильно эти слова?», необходимо последовательно и подробно разобраться в оттенках значения этой загадочной пары.

Значение слова «изморозь»

почему при насморке сопли прозрачные
Детский возраст является одним из тех периодов, когда ребенок наиболее подвержен появлению насморка и различных заболеваний. Часто насморк указывает на развитие в детском организме какой-либо патологии, однако в неко

Согласно словарю С.И. Ожегова, изморозь - это вид осадков, представляющий собой кристаллообразн

Источник

Мы предполагаем, что вам понравилась эта презентация. Чтобы скачать ее, порекомендуйте, пожалуйста, эту презентацию своим друзьям в любой соц. сети. Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо.

Повторение темы «Лексика» 5 класс. Лексика Многозначные слова Антонимы Синонимы Омонимы. - презентация

Презентация на тему: " Повторение темы «Лексика» 5 класс. Лексика Многозначные слова Антонимы Синонимы Омонимы." — Транскрипт:

3 Многозначные слова Слова, имеющие несколько лексических значений, называются многозначными. Смысл многозначного слова можно понять только в контексте! Все многозначные слова имеют основное, исходное значение!

31 Синонимы. Игра «Кто скорее?» Задание: Подберите синонимы к данным словам и составьте с ними небольшие предложения. Блестеть, бой, быстрый, враг, горячий, доктор, известие, летчик, маленький, пища, разговаривать, старый, темнота, тихий, умный, хотеть, шалить. Сверкать, сражение, шустрый, недруг, огненный, врач, новость, пилот, небольшой, еда, болтать, давнишний, мрак, эрудированный, желать, баловаться.

41 Игра «Скажи без запинки» Задание: Подберите антонимы. Большой Высокий Длинный Широкий Толстый Глубокий Прямой Левый Первый Верхний Тяжёлый Острый Горячий Светлый Белый Мокрый Громкий Сладкий Хороший Скупой Нежный Храбрый Умный Чистый Больной Дорогой Смеяться

Обобщение и повторение изученного по теме «Лексика» Урок русского языка в 5 классе Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ села Манаскент Исмаилова.

Контрольная работа по лексике 1.Какое из словосочетаний стоит в переносном значении: 1)Крутой подъём. 2)Молчаливый человек. 3)Горит костёр. 4)Крутой кипяток.

Шепеленко Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы Персональный сайт: Муниципальное казённое образовательное учреждение.

простуда и беременность последствия для ребенка
Заболеть не хочется ни одной беременной женщине, даже если это «всего лишь» простуда. В зависимости от срока беременности ОРВИ и ОРЗ могут нести различные риски. Давайте разберемся, какое влияние простудные заболевани

Русский язык Внеклассное занятие Ермакова.Г.Н. «Нам дан во владение самый богат

Источник

Просим Вас добавить "Открытый урок" в исключения блокировщика, так как именно благодаря рекламе мы продолжаем развивать сайт.

Урок русского языка. "Виды омонимии"

Обучающая – закрепить определение понятия "омонимы"; учить отличать омонимы от многозначных слов, различать омонимы и различные виды омонимии.

Развивающая – развивать мышление и речь учащихся, активизировать внимание школьников к семантической стороне языкового факта.

- Сегодня мы продолжим наше пребывание на сайте "ЛЕКСИКА". Мы на одной из страниц этого сайта. С каким языковым явлением мы познакомились, напомнит стихотворение Якова Козловского "Вы откуда, молодцы?"

На предыдущем уроке мы с вами познакомились с информационным блоком, т. е. теоретической частью данной страницы (теоретический материал, которого нет в параграфе учебника "Теории", - у вас на парте) ( Приложение 1 ), проанализировали в практическом блоке ряд примеров.

- Схема нашего сегодняшнего пребывания на странице – перед вами на доске ( Приложение 2 ). Я напоминаю, что пребывание на отдельной странице сайта, не закрывает для нас возможность к возвращению на уже изученные страницы, если будет такая необходимость. Также мы попытаемся внести свой вклад, пополнить страницу своими примерами.

(Определение роли омонимов и разных значений слова в отрывке из стихотворения С. Кирсанова "Птичий клин" - текст стихотворения на листах (на парте)).

(В многозначных словах значения связаны между собой. Омонимы – разные слова. В толковых словарях омонимы даются как разные слова, а многозначные – как одно слово с перечислением значений. )

Вывод: В данном стихотворении поэт употреблял многозначное слово "поле" в различных значениях (назвать в каких) и слова "перо", которые являются лексическими омонимами.

- Наш толковый словарик в "Приложении" учебника "Практики" (с. 343) с

Источник